По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка

Местная религиозная организация
православный Приход церкви Веры, Надежды, Любови
и матери их Софии г Кирова
Кировской области Вятской Епархии
Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Состоялась паломническая поездка в Казань

Казань0По благословению настоятеля храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии иерея Виталия Лапшина состоялась паломническая поездка выпускников и учащихся воскресной школы, прихожан храма по святым местам Яранской, Йошкар-Олинской и Казанской епархии.

Утром 21 июня паломники отправились в путь. Первая остановка была в Яранске, где группа помолилась в Троицком соборе у мощей Вятского святого преподобного Матфея, у чтимого образа Спаса Нерукотворного в Успенском кафедральном соборе,затем в Благовещенском храме Йошкар-Олы.
Йошкар-Ола - город с длинной историей. Официально город основали в 1584 году как Царевококшайск. В центре Волго-Вятского региона он стал форпостом для укрепления царской власти и усмирения восстаний непокорного местного народа. Рядом с крепостью возник посад, который постепенно превратился в небольшой провинциальный город. В XIX веке Царевококшайск стал одним из центров политической ссылки. В 1919 году его переименовали в Краснококшайск. Современное название Йошкар-Ола получила в 1928 году. Главная особенность современного центра Йошкар-Олы – обилие копий известнейших архитектурных памятников. Здесь можно увидеть «Кремль» и «Собор Василия Блаженного».

казань8

В Йошкар-Оле вятские паломники побывали на площади имени Оболенского-Ноготкова, названой так в честь первого воеводы Царевококшайска. Открытая в 2007 году площадь выполнена в Венецианском стиле. На ней расположены конная статуя князя-воеводы Ивана Андреевича Ноготкова-Оболенского, памятник епископу Марийскому священномученику Леониду, а также копия Царь-Пушки. Здания на площади занимают Национальная художественная галерея и музей леса. Наша группа приехала на площадь,чтобы увидеть часы с осликом, несущим икону Божией Матери "Троеручицы". В основу композиции легли события 13 века, когда на Сербию напали турки. Чтобы спасти икону от уничтожения, сербы положили икону на ослика, накрыли покрывалом и отпустили. Ослик пришёл на святую гору Афон в Греции. Йошар-Олинский ослик сделан из бронзы, но внутри полый. Выполнен в натуральную величину и весит 454 килограмма. В год ослик проходит 75 километров.
Вечером вятские паломники с обзорной экскурсией прошли по Свияжску и посетили храмы Свято-Успенского мужского монастыря Казанской епархии.Успенский монастырь на острове-граде Свияжск был основан в 1555 году одновременно с учреждением Казанской епархии. Основателем обители и первым настоятелем монастыря стал архимандрит Герман (Садырев-Полев), потомок смоленских князей, постриженик Иосифо-Волоколамского монастыря.

В 1595 году при митрополите Казанском Гермогене были обретены мощи святителя Германа и перенесены в Свияжский монастырь, где стали главной монастырской святыней.
Свияжский монастырь был самым богатым и влиятельным из всех монастырей Казанской епархии. В середине XVIII века ему принадлежало около 50 сёл и деревень с населением в несколько десятков тысяч человек. Обитель также была главным духовно-просветительским и миссионерским центром Казанской епархии и Среднего Поволжья на протяжении XVI-XVIII веков. По штатам 1764 г. монастырь был зачислен в первый класс.
В течение XIX века монастырь постепенно приходил в упадок. Этому способствовало объеднение города Свияжска, а также секуляризация церковных земель при Екатерине II. К началу ХХ века братия, когда-то превышавшая 100 человек, едва достигала 20-25 монахов и послушников, доходы монастыря резко снизились и уступали доходам других монастырей епархии.

Казань1

После революции, в 1923 году, мощи святителя Германа были вскрыты. Вскоре после этого монастырь был закрыт. В советские годы на территории монастыря находились концлагерь, колония для малолетних преступников, а до 1993 года психоневрологическая лечебница. Монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 г. Свияжский монастырь представляет собой уникальный историко-архитектурный комплекс. В обители сохранился двухэтажный архимандритский корпус, построенный в XVII веке в русском теремном стиле, здесь в 1829-1858 гг. размещалось Свияжское духовное училище, переведенное в 1859 году в Казань. Также сохранились здания монастырского училища XVIII века и братского корпуса, состоящего из пристроенных друг ко другу трех корпусов. В восточной части этого здания помещалась церковь святителей Германа Казанского и Митрофана Воронежского. В настоящее время эти здания возвращены монастырю. 9 июля 2017 г. Успенский собор и монастырь острова-града Свияжска решением Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО были включены в список всемирного наследия.

На территории обители стоит белокаменный Успенский собор возведеный в 1556-60 годы зодчими Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. Храм построен в псковско-новгородском стиле. В XVIII в. собор получил новый купол в стиле украинского барокко и 12 узорных барочных кокошников, в остальном его облик остался неизменным. В соборе сохранились фрески XVI века, отреставрированные в 90-е годы XIX века художниками Н.М.Сафоновым и Г.О.Чириковым под руководством профессора Д.В. Айналова. Долгое время Успенский собор был закрыт для посещения, шла реставрация, но в июне 2019 года вновь открыт и скоро в соборе начнутся Богослужения.

Казань2

Никольская церковь построена из тесаного известняка в 1555-1556 годы той же псковской артелью под руководством Ивана Ширяя. В церкви сохранилась древняя келья святителя Германа. В XVII веке построили четырехярусную колокольню высотой 43 метра.
В северо-западной части соборной площади Свияжска когда-то располагался Иоанно-Предтеченский женский монастырь, основанный во второй половине XVI века. Иоанно-Предтеченский монастырь был вторым по величине женским монастырем Казанской епархии. В 1919 году обитель закрыли. 14 августа 2004 г. было образовано женское Иоанно-Предтеческое подворье Свияжского мужского монастыря, которое впоследствии упраздненили. В настоящее время храмы бывшего подворья входят в комплекс Свияжского монастыря. Троицкая деревянная церковь - древнейший сохранившийся православный храм на территории Татарстана. Церковь построена в 1551 году одновременно с крепостью Свияжск, неоднократно перестраивалась в XIX веке,однако основные черты храма сохранены.
Рядом находится храм в честь преподобного Сергия Радонежского с трапезной монастыря, построенной в 1604 году. Главной святыней храма являлась чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского, принесенная в Свияжск в1551 году. В настоящее время она хранится в Казани в церкви Ярославских чудотворцев.
Поражает крастой величественный собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», построенный в1898-1906 годах по проекту архитектора Ф.Д. Малиновского. Это крупный четырехстолпный крестовокупольный храм в неовизантийском стиле с элементами эклектики.
Роспись собора была осуществлена в 1914 г. на средства московского фабриканта С.С. Мечникова.
Главная святыня собора - мощи святителя Германа Казанского чудотворца.
Вечером у вятских паломников было свободное время, чтобы погулять по Свияжску, полюбоваться красотой здешних мест, сделать фотографии на память. Дети в сопровождении родителей отправились к реке Свияга. Вдоволь накупавшись, радостные и отдохнувшие все вернулись в гостиницу. Утром следующего дня в праздник Всех Святых вятские паломники молились на Божественной Литургии. Почти вся группа исповедалась и причастилась Святых Христовых Таин. После Литургии помолились на панихиде об упокоении прежде почившей монастырской братии и всех наших сродников. Перед дорогой ещё раз пришли к раке поклониться святителю Герману.

Казань6

В столице Татарстана группу ждала насыщенная экскурсионная программа. В Казани мы посетили Зилантов монастырь. Свято-Успенский монастырь на Зилантовой горе – древнейший из сохранившихся монастырей Поволжья, основан Иоанном IV Грозным 15 октября 1552 года для вечного поминовения павших при взятии Казани воинов. История монастыря богата событиями, связана с именами многих знатных родов города Казани. Существовал мужской монастырь до 1918 года, когда 10 сентября братию монастыря расстреляли красногвардейцы. В живых остался один иеромонах Иосиф (Тюрин). До 1929 года здесь была Зилантова община. В годы Советской власти в монастыре располагались: детская колония, тюрьма НКВД, склады МВД и коммуналки.
Расположен монастырь в Кировском районе города Казани, вдали от городского шума, а его золотые купола
видны отовсюду. С 1998 года монастырь был возрождён как женский. Монастырь по составу монахов всегда был немногочисленным, также немногочислен и в настоящее время.
В монастыре имеется мощевик с частицами мощей святых Киево-Печерской лавры, Казанских святителей Гурия и Германа, Дивеевских святых, прпп. Сергия Радонежского, Серафима Саровского, вмч. и целителя Пантелеимона , вмц. Елисаветы Федоровны и духовника обители свщ. исповедника Сергия
Сребрянского, свт. Луки Войно-Ясенецкого, частица одного из Вифлеемских младенцев.

Казань7

Приложившись к святыням паломники отправились в храм Ярославских чудотворцев.

Храм Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище был построен в 1796 году на средства Казанского городского общества как двухпрестольный, правый придел был освящен во имя святителя Николая Чудотворца.
В 1843 году был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского, а в 1844 году правый придел был перестроен и освящен во имя трех святых: святителя Николая Чудотворца, святителя Льва, папы Римского и преподобной Марфы Антиохийской. В эти же годы была
сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди.
Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Будучи кладбищенским храм не имел собственного прихода и был приписан к кафедральному Благовещенскому собору. Так продолжалось до 1925 года, когда после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь
стала приходской. В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленцам. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине. К концу 1930-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные иконы: Седмиезерная икона Божией Матери, Раифская икона Божией Матери, икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря), икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви города Казани), Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви города Казани).
С 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального. В годы Великой Отечественной войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Храм Ярославских чудотворцев - единственная не закрывавшаяся в советские годы.
Здесь в настоящее время находятся мощи святителя Гурия и чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. Помолившись Божией Матери и святителю Гурию вятские паломники отправились на место обретения Казанской иконы Божией Матери.
История Казанского Богородицкого монастыря неразрывно связана с обретением, прославлением и почитанием в России чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Эта чудотворная икона является одной из наиболее почитаемых в Русской Церкви. Среди всех Богородичных икон Казанский образ имеет
наибольшее количество чудотворных почитаемых списков. До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казань ассоциировалось, прежде всего с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре.
В июне 1579 года в Казани был большой пожар. Сгорел двор Данилы Онучина. Двенадцатилетней девочке Матроне, дочери Онучина, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ. Девочка рассказала матери, а та сообщила о видении архиепископу Казанскому Иеремии, воеводе Богдану Сабурову, дьякам Михаилу Битяговскому и Василию Шулепину. К несчастью, никто не поверил сказанному. Возвратившись домой, Матрона и её мать решили рыть землю в указанном месте, где и обнаружили икону Богородицы на месте сгоревшего дома. Вскоре после обретения, по повелению Казанского архиепископа, икона при большом стечении народа была перенесена в ближайший храм – в церковь Николы Тульского. В обретении иконы принимал участие священник казанской Николо-Гостинодворской церкви Ермолай, позже – Казанский митрополит, а затем и Всероссийский патриарх и священномученик Гермоген, канонизированный Русской Церковью в 1913 году. Он и описал, в бытность Казанским митрополитом, сказание об обретении иконы и чудотворениях от нее. На месте обретения иконы возраждается разрушенный в советское время Казанский собор. 21 июля 2005 года обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Казанской епархии был передан чудотворный "Ватиканский" список Казанской иконы Божией Матери. Приложившись к иконе, каждый паломник обратился к Божией Матери со своими просьбами.
Рядом с монастырём находится храм в честь святой Параскевы Пятницы, построенный в 1730 году. Здесь находится чтимая икона святой и много других святынь. В 1937 году в храме была тюрьма. Заключённые ждали приговор, здесь их и расстреливали. Осенью 2004 года над братской могилой была устроена усыпальница.

Казань3

Перед экскурсией в Казанский Кремль наши прихожане прошли по Арбату, узнали о значимых местах Казани и знаменитых людях. Недалеко от пешеходной улицы находится величественный Петропавловский собор.
История строительства нового каменного храма связана с посещением Казани императором Петром I, направлявшимся в персидский поход. Прибыв в город 27 мая 1722 года, император остановился в доме Михляева. В память об этом событии Иван Афанасьевич решил вместо небольшой деревянной церкви построить каменный двухэтажный собор. Закладка храма состоялась в 1723 году, а уже в 1726 году - освящение. В том же году была построена отдельно стоящая колокольня. Под колокольней был устроен фамильный склеп семьи Михляевых, где в 1728 году был погребен строитель собора Иван Афанасьевич. Главный летний храм, разместившийся на втором этаже, был освящен во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Теплый храм на первом этаже — в честь Сретения Господня. Два небольших придельных храма на первом и втором этажах освятили в честь чудотворных икон Божией Матери: верхний - «Живоносного Источника», нижний - «Неопалимой Купины». В 1850 году архитектурный облик собора дополняла изящная ограда, построенная по проекту известного архитектора Михаила Петровича Коринфского.
За свою долгую историю храм неоднократно подвергался частичному разрушению, виной чему были многочисленные пожары. К 1880 годам собор сильно обветшал, основной причиной этого было разрушение фундамента, колокольня стала крениться, потеряли первоначальный облик многие детали декора. Староста Петр Васильевич Унженин и настоятель собора, протоиерей Петр Малов, организовали в 1888-90 годах масштабную реконструкцию храма. Проект реконструкции составил архитектор Михаил Нилович Литвинов, архитектор Казанского университета, ставший впоследствии смотрителем здания Храма Христа Спасителя в Москве. Благодаря этой реконструкции собор сохранился до наших дней практически в первозданном виде.
В советское время собор продолжал действовать до 1939 года, после закрытия он официально считался памятником архитектуры, охраняемым государством. С 1950-х по 1980-е годы здесь размещался планетарий. В 1989 году, благодаря трудам епископа Казанского и Марийского Анастасия и верующих, храм был возвращен Церкви. Несмотря на то, что в течение пятидесяти лет храм был закрыт для богослужений, в нем сохранился древний семиярусный иконостас, богато украшенный, в традициях русского барокко.
Среди главных святынь Петропавловского собора - чудотворная Седмиозерная икона Божией Матери, переданная в собор из церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище г. Казани, где долгие годы хранилась, будучи спасена исповедником иеросхимонахом Серафимом (Кошуриным),
после закрытия в 1928 году Седмиозерной пустыни.
Другой почитаемой святыней Петропавловского собора являются мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских. Преподобные Иона и Нектарий, в миру - бояре Иоанн и Нестор Застолбские, были помощниками первого Казанского святителя - архиепископа Гурия (Руготина). Когда архиепископ Гурий отправился в новоучрежденную Казанскую епархию, с ним поехал и боярин Иоанн Застолбский. Под духовным руководством святителя он вел добродетельную и благочестивую жизнь. В страхе Божием он воспитал и своего сына Нестора. Кроткий юноша с детства был аскетом, носил власяницу, держал пост, любил молиться в храме. С согласия отца Нестор принял монашеский постриг с именем Нектарий. Скончался он в молодых годах. Вскоре и сам Иоанн постригся в монашество, будучи наречен Ионой. Перед кончиной он завещал похоронить себя рядом со святителем Гурием, около могилы которого был погребен Нектарий. При открытии в 1595 году мощей святителей Гурия и Варсонофия, были обретены нетленными тела иноков Ионы и Нектария, однако мощи их было решено оставить в часовне под спудом. Через 400 лет, в 1995 году во время раскопок на территории разрушенного Спасо-Преображенского монастыря в Казанском кремле, мощи святых иноков были вновь обретены. В том же году состоялось их прославление.
В нижнем храме собора почивают мощи митрополита Казанского Ефрема, венчавшего в 1613 году на царство Михаила Федоровича Романова. В настоящее время Отдел Татарстанской митрополии по канонизации святых собирает документы и свидетельства о помощи по молитвам митрополита Ефрема для прославления его в лике святых. Петропавловский собор имеет статус кафедрального.

Недалеко от Петропавловского собора находится Казанский кремль. Здесь для нашей группы провели интереснейшую экскурсию. Казанский Кремль - древнейшая часть Казани, комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, раскрывающих многовековую историю города. До наших дней не сохранилось письменных свидетельств возникновения кремля, но по официальной версии город Казань был основан в начале X века. В начале своего существования Кремль именовался Керман. Со 2-й половины XIII века до 1-й половины XV века Кремль был центром Казанского княжества в составе Золотой Орды. После распада Золотой Орды кремль стал центром Казанского ханства, просуществовавшего с 1445 года по 1552 год. После осады Казани Иваном Грозным в 1552 году крепость лежала в руинах. Для строительства нового белокаменного кремля царь призвал псковских зодчих Постника Яковлева и Ивана Ширяя (строителей Собора Василия Блаженного в Москве). Вместе с возведением стен псковские мастера построили и первые православные храмы Казанского кремля: Благовещенский собор, храм Киприана и Иустины, храм Дмитрия Солунского у Дмитриевской башни, Спасский храм у Спасской башни, а также два монастыря -Троице-Сергиевский с деревянными Троицким и Сергиевским храмами и Спасо-Преображенский, с каменным храмом Николы Ратного. После пожара 1672 года в кремле началось кирпичное строительство. Вследствие расширения российского государства казанский кремль утратил военную функцию, однако укрепился как административный и культурный центр Поволжья. В 1708 году была образована Казанская губерния, что отразилось и на архитектурном облике кремля. В нём были возведены Губернаторский дворец, здания присутственных мест, юнкерское училище, новый архиерейский дом, здание духовной консистории, значительно реконструирован Благовещенский собор. С 1774 года архитектор В. И. Кафтырев начал воплощать в жизнь высочайше утверждённый регулярный план городской застройки Казани, в котором предусматривалось возведение в кремле ансамбля Присутственных мест. Началась комплексная застройка прилегающих к кремлю площадей и улиц. Он стал её отправной точкой - от него радиально отходили широкие улицы. Во время Наполеоновского нашествия на территории Казанского кремля действовал завод по изготовлению и ремонту пушек. В 1920-1930-х годах в Казанском кремле были разрушены колокольня и соборный храм Спасского монастыря, колокольня Благовещенского собора, храм святых Киприана и Иустинии, Спасская часовня при Спасской башне, утрачены иконостасы, чтимые иконы и реликвии кремлёвских церквей. С образованием Республики Татарстан в 1992 году казанский кремль становится резиденцией Президента Республики Татарстан. 22 января 1994 года указом президента Республики Татарстан создан Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль», положивший начало научному изучению и реставрации комплекса Кремля. В ходе раскопок был обнаружен погост Троицкого монастыря, некрополь и «пещерка» Спасо-Преображенского монастыря, где под толщей асфальта и щебня (после взрыва Преображенского собора в 1930 г.) сохранились захоронения местночтимых казанских святых. В комплексе Архиерейского двора отреставрирован кафедральный Благовещенский собор. В 1995 году начались работы по раскрытию фресок, воссозданию иконостаса кафедрального Благовещенского собора. Под собором был расчищен подземный храм «Всех святых» с некрополем Казанских архиереев, отреставрирована келья первосвятителя казанского Гурия, примыкающая к собору с юга. 30 ноября 2000 года на сессии Комитета по Всемирному наследию ЮНЕСКО Казанский кремль был включён в список Всемирного наследия Юнеско.
После экскурии по кремлю вятские паломники потрапезничали в кафе и отправились в Раифский монастырь.

Раифский Богородицкий монастырь был основан в середине XVII века отшельником Филаретом. По смерти своих родителей, следуя совету Евангельскому, он раздал всё имение нищим и постригся в монашество в Московском Чудовом монастыре. Всё Смутное время до смерти патриарха Гермогена (12 января 1612 года) он прожил рядом с ним и удостоился получить сан иеромонаха. Желая вести строгую иноческую жизнь в уединении, которое нарушали в Москве его знакомые и родственники, он оставил столицу и направился в низовые губернии по Волге. В 1613 году, придя в Казань, Филарет жил в Спасо-Преображенском монастыре Казанского Кремля, а затем поселился на берегу Сумского (Раифского) озера,построив уединённую келью. Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь только вопределённые дни местные черемисы приходили на берег озера для совершения своих языческих обрядов. Встреча православия с язычеством привела к тому, что сами черемисы разнесли по округе весть о появлении на берегу кельи святого человека. Вскоре это место стало известно казанским почитателям подвижника, которые стали его посещать. Некоторые из них решились вести отшельническую жизнь и поселились рядом с Филаретом. По указанию Филарета была построена часовня. В том же 1661 году в монастырь была привезена точная копия Грузинской иконы Божией Матери, список с оригинала из Красногорского монастыря близ Холмогор. С XVII века до настоящего времени это главная святыня Раифского монастыря, к которой ежегодно приезжают десятки тысяч паломников. Когда в 1659 году Филарет умер, то в 1661 казанский митрополит Лаврентий дал благословение на основание монастыря. Название в честь Святых отцев в Раифе и Синае избиенных монастырь получил от названия небольшого Раифского монастыря на берегу Красного моря, где в IV веке от рук язычников погибли христианские монахи. До пожара 1689 году обитель оставалась полностью деревянной. Каменный ансамбль начал складываться в XVII—XVIII веках. В 1690—1717 годах. построены зубчатые стены и башни. Они вытянулись по периметру более чем на полкилометра и образовали живописный монастырский кремль. В 1708 году возведена в камне церковь, освящённая в честь Св. Отцев в Раифе и Синае избиенных. В 1739-1827- Софийская церковь над братскими кельями ,одна из самых маленьких церквей , где в храмовой части могут находиться только 7 человек В 1835-1842 годах- собор, освящённый в честь иконы Божией Матери «Грузинская», построенный в стиле классицизма по проекту архитектора М. Коринфского. В 1889—1903 годах построена надвратная колокольня. Это самое высокое сооружение монастыря высотой около 60 метров. В 1904 -1910 годах по проекту архитектора Ф. Малиновского построен Троицкий собор в неорусском стиле. Накануне революции в монастыре насчитывалось до 80 монахов и послушников. Ежегодный монастырский праздник отмечался 31 июля (13 августа по новому стилю), когда Грузинская икона Божией Матери с крестным ходом приносилась в Свияжск и оставалась там на двадцать дней. В 1918 году обитель закрыли, хотя ещё несколько лет её храмы использовались для богослужений. В 1930 году арестовали по обвинению в «контрреволюционной, антисоветской деятельности» последних иеромонахов: Сергия, Иосифа, Антония, Варлаама, Иова и послушника Пётра. В том же году все они были расстреляны, а в 2000 году Русская Православная Церковь прославила их в лике святых как новомучеников Раифских. С 1930 года на территории монастыря размещалась тюрьма для политзаключённых, позже колония для малолетних преступников. В сохранившихся храмах были размещены ремонтные мастерские. В 1991 году монастырь был возвращён РПЦ и сегодня братия насчитывает до 30 человек. При монастыре действует приют для мальчиков. Восстановленный архитектурный ансамбль монастыря - один из самых величественных и роскошных в Среднем Поволжье.
Утром воскресного дня прихожане храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии молились на Литургии и причастились Святых Христовых Таин. Перед трапезой помолились у чтимого образа Божией Матери «Грузинская». В свободное время погуляли по монастырю, набрали святой воды в источнике. Особую живописность монастырю придаёт его уникальное природное окружение: великолепный сосновый лес и Раифское озеро длиной около 1,5 км, шириной 300 метров. Дети воскресной школы сходили к озеру и с удовольствием покатались на лодках.
Но обратном пути домой группа вновь приехала в Йошкар-Олу. Мы побывали на Патриаршей площади, посмотрели анимированный вход Господень в Иерусалим с Апостолами, увидели Благовещенскую и Спасскую башню, прошли по набережной Брюгге. Учащиеся воскресной школы и их родители посетили музей сыра, узнали о породах коз, сами приготовили сыр и продегустировали несколько сортов сыра и молока. Из музея все вышли с подарками и сыром "Рикотта".
Вечером этого же дня паломники вернулись в родную Вятку. Хороших впечатлений от посещения монастырей и новых мест, связанных с историей нашего государства Российского у наших прихожан осталось множество и как всегда бывает в конце, все строили планы на новые поездки и благодарили за возможность поломничества по святым местам отца-настоятеля.

Все фотографии с поездки можно посмотреть в альбоме

Казань5

Фотиния Вотинцева