По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка

Местная религиозная организация
православный Приход церкви Веры, Надежды, Любови
и матери их Софии г Кирова
Кировской области Вятской Епархии
Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Воскресная школа и молодёжное объединение храма святых Веры, Надежды, Любови и Софии приняли участие в крестном ходе в Горохово 10-11 августа

Гор0Крестный ход в Горохово 10-11 августа был приурочен к празднику Рождества святителя Николая и перенесению Великорецкого образа в Москву. В крестный ход отправились учащиеся воскресной школы и их родители, преподаватели и молодёжь нашего храма, а так же прихожане храмов Вятской епархии.

В пути паломники посмотрели фильм о святителе Николае и иконе Божией Матери «Смоленская». В 11 утра автобус с крестоходцами прибыл к часовне в село Савватевщина Юрьянского района. В часовне все приложились к иконе святителя Николая.

Гор2

Интересна история обретения этой иконы. В конце 90-х годов 20 века образ святого находился в доме женщины, проживающей в Кикнурском районе Кировской области. Сын женщины страдал недугом пьянства и однажды, в пьяном угаре, взяв нож в руки, бросился к иконе и выколол глаза святителю Николаю. Мать не смогла воспрепятствовать беззаконию. Не было принесено должного покаяния Богу. Вскоре женщина ослепла, а её сын окончательно спился. По всему их роду прошла череда бед. Оставшиеся в живых, отдали икону в храм и принесли своё покаяние. Сейчас икона святителя Николая служит вразумительным примером того, что бывает за отступление от Бога и осквернение Христианских святынь. В окладе иконы находится крест с частицей мощей святителя Николая. Предстоятель крестного хода иерей Алексей Борисов, клирик храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии города Вятки в сослужении протоиерея Евгения Смирнова, настоятеля Троицкого храма города Слободской и протоиерея Андрея Лебедева, клирика Преображенского женского монастыря города Вятки отслужили молебен святителю Николаю. После молебна в 12 часов крестный ход вышел в путь.

Гор3

Около 15 часов крестоходцы пришли в село Горохово. В 16 часов на источнике прошёл водосвятный молебен, после чего все желающие набрали святой воды и искупались в источнике. В 17 часов началось Всенощное бдение. Во время службы шла исповедь. На ночлег все устроились в помещении колокольни, которое хорошо отапливалось. Утром 11 августа в Казанском храме в праздник Рождества святителя Николая и перенесения Великорецкого образа в Москву иерей Алексий Борисов в сослужении протоиерея Евгения Смирнова и протоиерея Андрея Лебедева отслужили Божественную Литургию. Во время службы в храме стояла благоговейная тишина. Величественно и красиво звучали песнопения Божественной Литургии в исполнении хора под руководством регента Троицкого храма города Слободского Анастасии Харитоновой. Все, кто готовился к принятию Святых Христовых Таин и был допущен священником после исповеди, смогли причаститься. После трапезы и отдыха в 15 часов крестоходцы отправились в обратный путь. Через 2,5 часа крестный ход вернулся в Савватевщину. После благодарственного молебна, когда прихожане садились в автобус, святитель Николай окропил всех водой: началась гроза и сильный дождь. В Вятке нас встретило яркое солнышко.

Гор4

Крестный ход прошёл. Все вернулись с надеждой на заступничество, предстательство и помощь Угодника Божия и Чудотворца Николая. Жаль только, что, к сожалению, этот крестный ход оказался малочисленным. Если вспомнить, что 21 июля в Горохово отправилось 500 человек, то тут весь крестный ход состоял из 30 человек. Многие, не смотря на информацию на сайте и объявлениях в некоторых храмах, не знали о крестном ходе, а кто-то просто не знал о празднике Рождества святителя Николая. Поэтому может быть кто-то захочет прочитать информацию об установлении празднования Рождества святителя Николая на Руси и ещё раз вспомнить житие святого.

Гор1

Святой Николай родился в 258 году в городе Патаре, недалеко от Ликии, что на южном побережье малоазийского полуострова. Его родители Феофан и Нонна были благочестивыми и праведными христианами, но долгое время были бездетны, о чем очень горевали и постоянно молились Богу, чтобы Он послал им ребенка. Господь услышал их молитвы и послал им сына, а они дали обет посвятить единственного ребенка служению Богу. При рождении ему дали имя Николай. Первое чудо святой Николай явил при самом своем рождении, исцелив свою мать от тяжелой болезни. Во время крещения новорожденный в купели простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. В постные дни ребенок принимал материнское молоко всего один раз, по вечерам. Когда Николай научился читать, то занялся изучением Святого Писания и духовных книг. Ночи он проводил в молитвах, а дни — в праведных трудах. Он всячески уклонялся от суетных друзей и праздных бесед. Его дядя, епископ Николай Патарский, видя такое усердие, сделал юношу чтецом, а затем и возвел в сан священника. Чудотворец вел аскетический образ жизни, даже пищу вкушал лишь раз в день по вечерам.

Всю свою жизнь святой сознательно лишал себя всяческих благ. Все свои богатства, полученные в наследство от родителей, Николай раздал нищим. Он был архиепископом города Миры в Ликии, участвовал в 325 году в первом Вселенском соборе в Никее, посвятил земную жизнь служению Богу и людям. Еще при жизни святитель Николай совершал многие чудеса: спасал утопающих в море, выводил из плена и заточения в темнице, исцелял людей от недугов и даже воскрешал, боролся за правду и требовал власть имущих восстановления справедливости, учил своей жизнью любви и состраданию. Он прожил достойную жизнь и, достигнув глубокой старости, мирно скончался. Велика на Руси слава Угодника Божия Николая.

Летопись преподобного Нестора свидетельствует, что в 882 году в Киеве на могиле первого русского князя Аскольда (во святом крещении Николая) была построена церковь во имя святителя Николая. Предание о князе Аскольде донесло до нас рассказ о начале прославления святителя Николая. С конца Х века на Руси появились переводы греческих вариантов Жития, и русские сказания и повести о святителе Николае, о чудотворных образах святого. С этого времени святой угодник Николай оказывает милость нашему Отечеству. До сего времени он заступник и помощник всех православных христиан. С самых древних времен на Руси святитель Николай прославился множеством чудесных знамений и исцелений.

Так, в первые времена государственной и христианской жизни нашего Отечества, когда русский народ подвергся опустошениям и рабству во время татаро-монгольского нашествия, Господу было угодно послать утешителя Чудотворца Николая через его святой образ Зарайский (Корсунский), принесенный в Рязанскую область в 1225 году из Корсуни пресвитером Евстафием. Такую же роль сыграл чудотворный образ святителя Николая Можайского, получившего свое имя от подмосковного города Можайска. Объединившись, окрепнув и ободрившись, Русь сбросила с себя сначала татарское иго, потом отразила попытки других захватчиков, стремившихся поработить ее.

Самое раннее дошедшее до нас упоминание о празднике рождества святителя Николая содержится в славянской глаголической рукописи XII–XIII веков. Первый русский месяцеслов, включающий эту память, относится к XIV веку. Возможно, это свидетельствует о происхождении праздника. При ранних упоминаниях самого праздника свидетельства о песнопениях Рождеству дошли до нас в рукописях XVII–XVIII веков. Известны две разные службы на этот праздник. В сущности, они отражают д в е т р а д и ц и и празднования Рождества Святителя, бытовавшие в разное время и в разных областях России. Одна зафиксирована в рукописи из Новгорода, вторая — в списке, принадлежавшем некогда Вятскому Свято-Троицкому кафедральному собору. История Новгорода издревле связана с именем святителя. Вспомним, например, историю чудесного исцеления новгородского князя Мстислава явленным на воде образом «Николы Липенского» (1117 год), множество чудес, которые видели жители города от Зарайского образа Святителя, когда икона святителя Николая находилась в городе по пути из Корсуни в земли рязанские (1225 год). Автор книги об истории чудотворного образа святителя и о почитании его в Зарайске протоиерей Василий Изюмский пишет: «В народе Рождество святителя Николая отмечалось издревле, дети на этот праздник, подобно как на Рождество Христово, славили святителя Николая пением особых стихов, составленных в его честь».

Письменные свидетельства о праздновании Рождества святителя Николая в Новгороде относятся к XVI веку. В Чиновнике Софийского собора записано, что празднование сопровождалось крестным ходом «от Софеи к Николе Чудотворцу на Розважу». О существовании песнопений на этот праздник говорит рукопись 1657 года. Выходная запись свидетельствует, что рукопись была писана в Великом Новгороде в лето 7165, то есть спустя более 100 лет после основания монастыря и памятной записи в Чиновнике Софийского новгородского собора. Далее след этой службы ведёт вглубь России, в сердце монастырской жизни Московской Руси — Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Именно в лаврской библиотеке в рукописи был обнаружен ещё один список этой службы. Рукопись датируется 1723 годом.

В мае 1380 года на берегу реки Великой был явлен чудотворный образ святителя Николая, который стал именоваться по месту своего обретения «Великорецким». Повелением царя Иоанна Васильевича Грозного и святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси, свершилось перенесение Великорецкого образа в Москву. Встреча Великорецкого образа Николая Угодника в Москве состоялась в день Рождества святителя Николая 29 июля 1555 года. Крестным ходом чудотворный образ принесли и поставили в Успенском соборе Московского кремля для поклонения верующих. Знаменательному событию была посвящена летописная «Повесть о принесении Великорецкого образа в Москву», вошедшая в Великие Кремлевские Четьи-Минеи святителя Макария (Леонтьева). Видимо, самим Святителем были составлены тропарь и кондак московскому празднику в честь образа Николая Великорецкого. Под впечатлением чудной благодатной силы святыни сам митрополит Макарий писал списки с Великорецкого образа, мерой и подобием равные святой иконе.
В Москве в храме Покрова Пресвятой Богородицы по повелению царя был устроен придел «Николы Великорецкого». Во второй раз с осени 1614 года до весны 1615 года, согласно воле царя Михаила Федоровича Романова, чудотворная икона вновь побывала в Москве. А уже в 1621 году в память первого пребывания чудотворного образа в Москве в 1555 году первый царь из рода Романовых Михаил Федорович повелел отмечать рождество святителя Николая 29 июля (по старому стилю) – 11 августа (по новому стилю).
На Вятке была составлена специальная служба Рождеству Святителя. Она дошла до нас в рукописи Свято-Троицкого кафедрального собора. Эта рукопись ныне хранится в библиотеке Российской академии наук (Вятское собрание, № 66). Датируется она началом XVIII века, возможно, это список с более раннего источника. Текст содержит информацию о написании службы по святительскому благословению, которое, возможно, было дано самим митрополитом Всероссийским Макарием — почитателем святителя Николая.
Об установлении праздника говорится и в приписке к Уставу Успенского собора Московского Кремля, сделанной во 2-й половине XVI века: «Уставися праздновати Рождеству святителя Николая и бывает ход со кресты к Николе на рву». Есть сведения, что одна из сохранившихся церковных служб, посвященных этому празднику, была составлена во время патриаршества Никона 1657 году.

День 29 июля/11 августа отмечен важными вехами заступнического шествия святителя по Руси. Таким образом, не входивший в число постоянно отмечавшихся церковных памятей праздник Рождества святителя Николая стал в своём роде «всепразднественным» и отмечался всем русским православным миром. Однако во время правления Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества Святителя Николая Чудотворца в России было упразднено. Случилось это возможно потому, что праздник отсутствовал в месяцесловах того времени других Поместных Православных Церквей. В 2004 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил возобновить празднование Рождества Святителя Николая.

Светлана Вотинцева
Фотографии Гаврютиной Елены Сергеевны

Горохово1