По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка

Местная религиозная организация
православный Приход церкви Веры, Надежды, Любови
и матери их Софии г Кирова
Кировской области Вятской Епархии
Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Паломническая поездка прихожан храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии в Нижне-Ивкино и Адышево 25.03.17

адыш1На Вятской земле есть множество красивых мест с богатой историей и величественными храмами. Одними из них являются Нижне-Ивкино и Адышево.
Прихожане храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии давно хотели приехать в эти сёла, и 25 марта такая паломническая поездка состоялась.

jordan release date | nike fashion

Получив благословение настоятеля храма иерея Виталия Лапшина, помолившись на Божественной Литургии, паломники отправились в путь. В пути посмотрели фильм о Покровском храме села Адышево, который стал первым местом нашего посещения приходов Вятской Епархии в этой поездке.

адыш6

История села Адышево берёт своё начало с появления русских землепроходцев в Адышевской местности, где проживали родовые общины северо-амурских племен Ватка, расселившихся на значительной территории между реками Чепца и Молота.
Наименование села Адышево происходит от татарского слова " адыш", что означает "стрелок". Поселение адышей дало название селу. В 17 веке округа была заселена в основном русскими людьми. Первое упоминание в исторических документах относится к 1696 году, когда село входило в стан Хлыновского уезда.
Во второй половине 17 века в селе была возведена деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Неизвестно, являлась ли она начальной, или существовали более ранние, но известно, что в 1679 г. был заказан, изготовлен и куплен церковный колокол. Со временем деревянная церковь в Адышево обветшала и поэтому 28 мая 1791 года священник Василий Тимофеев и выборные прихожане Кирилл Вычегжанин , Лукиан Юферев подали прошение епископу Вятскому Лаврентию на построение новой каменной церкви.
Храмозданная грамота на строительство в селе Адышеве каменного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Святого Николая Чудотворца была выдана 12 июня 1791 года. Церковь строилась быстро, и возведена была в том же году. Приход состоял из 36 селений, расстоянием до 10 верст, расположенных в низменной равнине, окруженной маленькой речкой Ивкиной и рекой Быстрицей. В селе имелись две школы – земская и церковно-приходская. До революции адышевцы находились среди вятских крестьян на среднем уровне благосостояния.
Земельные владения распространялись до реки Быстрицы, где находились покосы, стояли мельницы. Многие занимались промыслами: давили льняное масло, трепали льняное волокно, ткали холсты, катали валенки, чеботарили, производили гончарные изделия, кирпич, бондарничали, точили и резали деревянную посуду, плели лубяные и из виц лукошки, берестяные бураки, изготовляли мебель, развито было плотницкое мастерство, обработка дерева, плетение из лозы и соломы.
Отдельные мастеровые отмечались на Вятских и Российских выставках. Например, Афанасий Решетников на Казанской выставке 1891 года был отмечен серебряной медалью за создание машины по нарезанию бандеролей. В межсезонье сельхозработ жители занимались отхожими промыслами: плотничали, лес пилили, жгли уголь, занимались извозом, бурлачеством. Товары крестьянского труда - хлеб, льняное масло, кожи, льноволокно, холсты, шерсть, валяная обувь, гончарная и деревянная посуда, а также другая продукция продавались на адышевских базарах: Никольский-9 мая, Михайловский- с 25 по 28 августа и ярмарках: Покровской-1 октября, Никольской- с 5 по 7 декабря, Рождественской- с 25 по 27 декабря. Немало продукции возили и в Вятку, на её ярмарки, т.к. расстояние от Адышево до Вятки составляло 45 вёрст, а Адышево стояло на важнейшем торговом пути, ведущем из Вятки на юг. Через Адышево шла активная торговля Вятки с Понизовьем.
Сегодня село Адышево населенный пункт, где проживает более 1500 человек.
В селе 16 улиц, а когда-то была всего одна улица. Первоначально были построены три дома. Первыми жителями были Костины, Романовы, Рупасовы. Дома ставили добротные, большие. Каждый дом мог принять постояльцев, останавливающихся, чтобы поменять лошадей или отдохнуть.
В доме рядом с Покровским храмом в 1898году была церковно-приходская школа, а в советское время был роддом, сельский совет, клуб, пекарня, библиотека, быткомбинат, магазин " Исток". Сейчас этот дом вернули Покровской церкви.
В 20-30-ых годах 20 века: в начале и конце села стояли большие ворота, которые закрывались на ночь. Эти ворота, возможно, были установлены вместе со строительством Покровской церкви. До настоящего времени от ворот остались остатки каменного основания, располагающиеся у бывшей площади дома культуры. В период коллективизации главная улица села получила название Советская, по ней раньше проходил Советский тракт.
Когда паломники вошли в Покровский храм, отец Константин, служил Божественную Литургию, и нам представилась возможность ещё раз помолиться. В храме стояла благоговейная тишина, проникновенно пел церковный хор.

Подав пометки, посмотрев на старинную храмовую роспись и архитектуру, группа отправилась в Нижне-Ивкино.

Главной целью нашей поездки был храм Рождества Пресвятой Богородицы.

адыш2

 Когда автобус подъехал к храму, встретить нас вышел отец Стефан Вовчок. В храме для покровских прихожан проводил Таинство Соборования настоятель храма отец Николай Андреев. Вятских паломников, как самых дорогих гостей, пригласили на трапезу, а затем рассказали об истории храма. Первые сведения об открытии прихода и построении храма относятся к 1688 году, когда 30 ноября архиепископом Ионой была дана храмозданная грамота. Храм повелено было устроить подле речки Ивкинки, близ речки Вонечки. В 1689 году храм построили и освятили во имя святого Модеста архиепископа Иерусалимского. В декабре 1721 года дан указ на освящение второй деревянной Модестовской церкви, которая сгорела в 1740 году. Вместо сгоревшей в 1741 году построили новый храм, а ветхую Модестовскую церковь в 1760 году разобрали. Приход рос быстро и возникла необходимость строить новый храм. В декабре 1776 года епископ Лаврентий подписывает храмозданную грамоту. Начинается сбор средств и заготовка материалов. Придельная тёплая церковь была освещена 18 декабря 1785 года во имя Модеста Иерусалимского, начались службы. Главный престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы освятили 24 октября 1792 года. При священнике Иоанне Репине началось строительство каменной ограды вокруг храма и каменных лавок. В 1914 году в приходе было 875 дворов.

адыш5

Закрыли церковь в 1930 году. Всю церковную утварь, книги и иконы выкидывали через разбитые окна, топтали ногами, а затем сжигали. После разгрома алтарь завалили мешками с зерном, затем храм переоборудовали в больницу, над алтарём сделали трёхэтажную надстройку, где были процедурные кабинеты, а под самым крестом – клуб. Чтобы разрушить колокольню, вандалы поставили брёвна в окна и подожгли, но просчитались: упала верхняя боковая часть. Наклонившись на один бок, колокольня простояла много лет. Самый большой колокол, упав, ушёл в землю до середины. Затем в колокольне устроили баню и больничную котельную. Как рассказывает отец Стефан: «Долгое время с колокольни шёл чёрный дым и не было слышно колокольного звона». Вид поруганного храма многие годы не оставлял равнодушными жителей села и отдыхающих в Нижнеивкинских санаториях. В 1985 году Кировский облисполком даже рассматривал план реставрации памятника архитектуры, но на этом всё и закончилось. И лишь в 1994 году при владыке Хрисанфе началось восстановление. Через год спортзал в здании храма закрыли, началась реставрация. Были восстановлены боковые пределы во имя Рождества Иоанна Предтече и святителя Модеста Иерусалимского. 27 мая 2012 года тогда ещё архиепископом Вятским и Слободским Марком были освящены новые колокола и шпиль с крестом для восстановленной колокольни. 80 лет не звучали колокола в Нижне-Ивкино, а теперь вновь льётся перезвонами «малиновый» звон над рекой. Трудами митрополита Вятского и Слободского Марка, протоиерея Стефана и иерея Николая, прихожан и благотворителей работы по возрождению храма продолжаются. Помолившись у храмовых икон, вятские паломники с интересом послушали проповедь отца Николая Андреева о необходимости для каждого православного человека всегда жить с Богом в душе, участвовать в Богослужениях, стараться соблюдать Заповеди Божии. Много душеполезного из этой паломнической поездки получил каждый из нас. В завершение маршрута группа паломников храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии посетила местечко на левом берегу речки Ивкинки, где в 17 веке находился мужской монастырь. Здесь установлен поклонный крест. Ещё с 15-16 веков в Нижнеивкино был не только мужской, но и женский монастырь, как владения Вятского Трифонова Успенского монастыря. Обосновавшиеся здесь монахи использовали целебные источники как святые. Люди приезжали сюда издалека. После указа императрицы Екатерины Второй о переименовании города Хлынова в Вятку, появилось губернское начальство, до которого доходили слухи о многочисленных случаях исцеления больных, пользующихся источниками. До революции и в советский период проводились исследования нижнеивкинских источников и доказаны их лечебные свойства. По своему составу их сравнивают с водами курортов Монте-Катини в Италии, Виттеля во Франции и Кисловодского нарзана. Наши прихожане также испили и набрали в бутылочки минеральной воды.

адыш4

Рядом с источниками построена часовня во имя Димитрия Солунского и обустроена купель. Нашлось у нас время и для прогулки, во время которой полюбовались красотой здешних мест и большим количеством уток, облюбовавших берега реки Ивкинки. Отдохнувшие от городской суеты паломники вернулись в родную Вятку.

Преподаватель воскресной школы
храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии
Светлана Станиславовна Вотинцева.

адыш3