Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.
9 марта 2025 года, первая неделя Великого поста, ознаменовалась не только началом строгого духовного пути для многих православных христиан, но и двумя значимыми событиями: Торжеством Православия и поминовением обретения главы Иоанна Предтечи.
Вечером накануне было отслужено Всенощное бдение, возглавляемое иереем Александром Исуповым.
Глубокая атмосфера молитвы, наполненная песнопениями и чтением Священного Писания, подготовила прихожан к торжествующему дню.
Многие прихожане исповедовались, что свидетельствовало о стремлении верующих к очищению и духовному обновлению в период Великого поста. Важно отметить, что именно в период поста исповедь приобретает особое значение, позволяя верующим с большей искренностью обратиться к Богу и получить духовную поддержку.
После чтения Евангелия было совершено помазание прихожан елеем.
В сам день 9 марта было отслужено две Божественные Литургии. Раннюю литургию, возглавил иерей Александр Исупов и диакон Игорь Опарин, исповедовал иерей Дмитрий Чураков.
Позднюю литургию, возглавил протоиерей Андрей Рассанов и диакон Даниил Булычев, исповедовал иерей Владимир Халявин.
Перед причастием было прочитано толкование сегодняшнего евангельского зачала.
На обеих Литургиях Причащение совершалось на две чаши, что является традиционным и символическим актом в православной практике, подчеркивающим полноту участия верующих в Таинстве Евхаристии.
После поздней литургии отец Андрей Рассанов обратился к прихожанам с проповедью, которая, несомненно, стала важным духовным напутствием в начале Великого поста.
Чин Торжества Православия возглавил иереем Владимир Халявин. Этот чин, ежегодно совершаемый в Православной Церкви, символизирует торжество Православия над ересями и утверждение истинной веры. Неделя Торжества Православия связана с VII Вселенским Собором 787 года, который окончательно установил в Православной Церкви почитание икон после длительного периода иконоборчества. Сам же праздник возник в 843 году и был посвящен окончательной победе над ересью иконоборчества. Тем самым, в Церкви закончился период выработки христологического богословия (православного учения о Христе), и икона здесь стала последним зримым свидетельством реальности Боговоплощения. С тех пор отмечать Торжество Православия стали в первое воскресенье Великого поста, так как самое первое его празднование в 843 году пришлось именно на первое великопостное воскресенье.
Примерно к XI веку в Церкви сложился и особый чин Торжества Православия. В его богослужебных текстах произносится торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями, повторяются постановления семи Вселенских соборов, а также произносится анафема на тех, кто перед Православной Церковью совершил тяжелые грехи. В этом чине также утверждается истинное прославление Бога, согласное учению Церкви.
В этот день поминали также обретение главы Иоанна Предтечи – событие, имеющее глубокое символическое значение, напоминающее нам о мученичестве и святости Предтечи, о его роли в подготовке пути Господня. Память об Иоанне Крестителе, предвестнике Иисуса Христа, усиливала духовную значимость этого дня и придавала особое значение началу Великого поста.
В целом, 9 марта 2025 года стало днем глубокой духовной жизни для прихожан. Все это составило богатую и насыщенную программу, способствующую укреплению веры и подготовке к пасхальным торжествам. Этот день оставил в памяти верующих яркое и незабываемое впечатление, подчеркивая важность церковной жизни и духовного пути каждого христианина.