Богослужение Великого Четверга 02.05.24
2 мая 2024 года православные вспоминают Великий Четверг - установление Таинства Евхаристии на Тайной Вечере. 2 мая в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии Митрополит Вятский и Слободской Марк возглавил Божественную Литургию.
Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Вятской Епархии, настоятель храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии иерей Виталий Лапшин, клирик Успенского Собора игумен Вениамин (Веселов), протодиакон Игорь Мельников, клирики храма протоиерей Андрей Рассанов, иерей Александр Исупов, иерей Димитрий Чураков, а также диаконы Сергий Балезин и Игорь Опарин.
На аналое находилась икона Господа Иисуса Христа в терновом венце.
В Великий Четверг большое количество верующих собралось вознести молитвы в храме.
Радостно, что практически все присутствующие подготовились сегодня ко Святому Причащению: Причастие осуществлялось на 3 чаши.
Клирики нашего храма были отмечены богослужебно-иерархическими наградами: протоиерей Андрей Рассанов был удостоен креста с украшениями, иерей Александр Исупов - наперсного креста. От души поздравляем батюшек с заслуженными наградами!
Проповедь для прихожан произнес протоиерей Андрей Рассанов:
- Сегодня мы с вами подошли к Великому Четвергу. Именно в этот день по Евангелию было основано Таинство, к которому мы с вами с любовью, трепетом, со страхом приступаем. Когда мы говорим о Тайной Вечере, мы вспоминаем события, когда Христос благословил и вознёс хлеб и вино. Он сказал, что это не просто хлеб и не просто вино, а что это тело и кровь Его. Очень сложно умом воспринять тайну Божию, но эта тайна - тайна нашего спасения. Когда мы говорим, что главное в жизни человека в физическом плане, мы говорим о том, что главное - это следить за своим здоровьем и питать себя. Хлеб и вино - это то, что питало израильский народ на протяжении многих лет. Они говорили, что если есть хлеб и вино, то ты благословен Богом и у тебя есть все нужное, чтобы дальше жить.
Но Христос говорит о том, что Он - хлеб сошедший с небес и это не тот хлеб, который вкушали иудеи, этот хлеб питает не наше физическое тело. Это тот хлеб и то вино, которые питают нашу душу. Это то Таинство, которое нас обращает к вечности. Мы говорим о том, что Бог вечен, и Он каждому человеку даёт жизнь. Он говорит, что жизнь физического тела ограничена, и поэтому тот хлеб и то вино, которое мы вкушаем, имеет ограниченное количество энергии и времени. То, что мы вкушаем в теле и крови Христа, это то, что нам даёт жизнь в вечности. И поэтому для нас это гораздо важнее, гораздо необходимее, потому что мы понимаем, что действительно наше тело умрёт, но наша душа будет жить, она будет пребывать в вечности.
Именно поэтому Церковь говорит о том, что когда ты идешь причащаться, ты должен примириться со всеми, ты не должен иметь на кого-то обиду, никто не должен на тебя обижаться. В твоём сердце должны обязательно быть мир и тишина. Вспомните, что было с Иудой, который причастился. Та корысть, та злоба, та обида, которая у него была на Христа - это то, что его потом привело в вечность и то, что в вечности с ним и осталось. Если мы хотим, чтобы мы были в Царстве Небесном, в царстве, в котором только мир, тишина, покой, радость, любовь, то мы должны к этому таинству подходить именно с таким сердцем, чтобы через Причастие мы запечатлили в себе все эти хорошие качества, и чтобы мир и тишина у нас всегда были.
Таинство Причастия называется Евхаристией, Таинством Благодарения, и каждый из нас должен осознать: «А что для моей жизни сделал Христос?» И каждый из нас может ответить: «Он меня спас. Он спас меня от этого мира. Он спас меня от греха. Он спас меня от смерти, и я должен быть Ему всецело благодарен». И поэтому, когда вы сейчас подойдете к Причастию Святых Христовых Таин, самое главное, что вы должны иметь в своём сердце - мир, тишину, радость и, конечно, благодарение, которое будет нескончаемым во веки веков! Аминь!
Тайная Вечеря — последняя трапеза Господа Иисуса Христа с апостолами накануне Его страданий. Икона, посвященная Тайной Вечери, есть в каждом храме над Царскими вратами, в том числе и в нашем.
Тема Тайной Вечери в богослужении Великого Четверга соединяется с темой Страстей Христовых. В этот день при чтении Евангелия верующие переживают последние часы жизни Христа.
Тем не менее, Великий Четверг считается днем праздничным.
В народе этот день называют Чистым Четвергом, подразумевая не только чистоту в доме, но и, что важнее - чистоту души.