По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка

Местная религиозная организация
православный Приход церкви Веры, Надежды, Любови
и матери их Софии г Кирова
Кировской области Вятской Епархии
Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Паломническая поездка выпускников воскресной школы и прихожан храма по святым местам

11Серпухов. Высоцкий монастырьСостоялась паломническая поездка выпускников воскресной школы и прихожан храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии по святым местам Яранской, Нижегородской, Калужской, Московской, Владимирской, Выксунской епархии.

Mysneakers | シューズ

По благословению настоятеля храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии иерея Виталия Лапшина состоялась паломническая поездка выпускников воскресной школы и прихожан по святым местам Яранской, Нижегородской, Калужской, Московской, Владимирской, Выксунской епархии. Ранним утром 28 июня паломники отправились в путь. Первая остановка была в Яранске, где группа помолилась в Троицком соборе у мощей Вятского святого преподобного Матфея. В храме мы встретили Владыку Паисия, епископа Яранского и Лузского, который благословил каждого паломника продолжить путь. К вечеру вятские паломники прибыли в Дивеево.

дивеево2

Здесь многие наши прихожане были уже не единожды, но каждый раз всем вновь хочется посетить это святое место – Четвёртый удел Пресвятой Богородицы. За два дня пребывания в обители мы успели многое: помолились на службах в храмах, причастились Святых Христовых Таин, прошли по Святой Канавке, приложились к мощам прп. Серафима Саровского, преподобных и блаженных жен Дивеевских, искупались в источниках. Успели наши прихожане и потрудиться в Дивеево: кто-то нёс послушание в монастыре, а большая часть, в том числе девочки воскресной школы и их мамы, на ферме монастырского подворья.

111

Посетили вятские паломники Успенский храм села Суворово, где находятся мощи святых блаженных Евдокии, Дарии, Дарии и Марии, помолились у святых мощей. Вечером 30 июня паломники приехали в город Козельск, знаменитый героической обороной русского войска против монголо-татарских полчищ Батыя в 1238 году. Небольшой утренний дождь на следующий день избавил нас от изнуряющей жары.

На Литургии в Оптиной пустыни мы молились в храме в честь Казанской иконы Божией Матери, а затем на молебне у раки прп. Амвросия Оптинского и на панихиде в часовне, где покоятся убиенные иеромонах Василий, инок Трофим и Феропонт.

222

Посетив церковную лавку, прихожане набрали святой воды в колодце прп. Амвросия и искупались в источнике прп. Пафнутия Боровского, а после обеда посетили Вознесенский монастырь, где находится чудотворная икона Божией Матери «Ахтырская». В советский период обитель была закрыта. В храме находилось тестомесительное оборудования. Не раз работники цеха видели проявляющиеся на стенах святые лики, которые много раз заштукатуривали. Сейчас в планах у настоятеля снять все слои штукатурки и может быть, если Бог даст, то лики святых вновь проявятся и их можно будет отреставрировать. Помолившись Божией Матери, группа продолжила путь и заехала в Шамордино, где находится Казанская Свято-Амвросиевская пустынь, устроенная в 1884 году по молитвам и трудами преподобного Амвросия Оптинского. Обитель посвящена Казанской иконе Божией Матери. Всех паломников, кто впервые приехал в этот монастырь, поразили своей красотой вышитые бисером руками сестер оклады икон и 15-главый Казанский собор, выполненный в русском стиле с кокошниками и узорчатыми наличниками окон.

44444

Далее паломники посетили Пафнутиево-Боровский монастырь. Обитель была основана в 1444 году на берегу реки Протвы. Первый храм был деревянным, а через 20 лет на его месте построили каменный, который расписывали иноки Митрофан и Дионисий. Монастырские фрески храма так понравились царю Иоанну Третьему, что он повелел отправить мастеров расписывать иконостас Успенского собора Московского Кремля. По молитвам игумена Пафнутия был рождён царь Иоанн Грозный, крестили младенца старцы Боровского монастыря. В мае 1477 года преподобный Пафнутий отошёл ко Господу, а в 1547 году был канонизирован. Главный храм обители – пятиглавый собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 80-х годах 16 века. Здесь находится рака прп. Пафнутия Боровского. Самой старой постройкой обители является здание 1511 года, объединяющее Христорождественский храм и монастырскую трапезную. В истории обители был расцвет, были и трудные времена. В 1922 году монастырь закрыли, 70 лет он пребывал в запустении. Лишь в 1991 году Пафнутиево-Боровский монастырь вернули Калужской епархии. Помолившись святому, паломники продолжили путь и вечером того же дня прибыли в Высоцкий мужской монастырь города Серпухова.

000

Сам преподобный Сергий Радонежский благословил основание монастыря на высоком берегу реки Нары, выбранное князем Владимиром Андреевичем Храбрым. Основание обители Сергий Радонежский поручил своему ученику Афанасию, иноку Троице-Сергиевой Лавры. В 1374 году был построен первый храм – Зачатия Пресвятой Богородицы. В честь победы на Куликовом поле в 1381 году построили Покровский храм и трапезную, а погибших в битве серпуховчан похоронили в монастыре. Приемником первого игумена Афанасия старшего был Афанасий младший, так же причисленный к лику святых. Его мощи находятся в монастыре. В Покровском храме находится чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», прославившаяся чудесами исцелений страждущих недугом пьянства, наркомании, игромании и табакокурения. О помощи Царицы Небесной перед Её иконой и сейчас молятся в монастыре. Вот и наши вятские паломники, помолившись на Божественной Литургии, с верой и упованием обратились к Царице Небесной перед Её чудотворным образом, а затем отправились в Введенский женский монастырь, где икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» явилась в 1878 году. Введенский Владычный монастырь является древнейшим на Серпуховской земле и был основан в 1360 году святителем Алексием Московским по повелению Божией Матери. Строителем и первым игуменом тогда ещё мужского монастыря стал ученик и келейник святителя Алексея. Перед строительством обители Варлааму было чудесное видение, как Ангелы в небесах держат монастырь, а Пресвятая Богородица вводится во храм. В честь этого события земной жизни Царицы Небесной и был воздвигнут главный собор – Введенский, а монастырь назван Владычным в честь Владычицы Богородицы. В 1377 году по распоряжению святителя Алексия была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых». В 1806 году монастырь был реорганизован в девичий. После революции обитель закрыли, лишь в 1995 году в ней возобновилась монашеская жизнь. У Введенского собора находится гробница прп. Варлаама Серпуховского, где паломники помолились, а неподалёку источник, освящённый в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». И, конечно же, мы зашли в храм, где находятся списки с чудотворных икон Божией Матери, в том числе «Всецарица», которая мироточила более 30 раз и ещё 31 мироточивая икона и Крест Голгофа. Приложившись к святыням, дети и взрослые отправились посмотреть на монастырских павлинов. Вечером того же дня группа приехала в славный град Муром – город святых Петра и Февронии, а затем в Выксу. Выксунский Иверский женский монастырь относится к Выксунской епархии, что в Нижегородской области. Сёстры обители с любовью встретили нас, рассказали об истории монастыря и храмов. Не так давно был восстановлен Успенский храм, где находится Иверский чудотворный образ Божией Матери. На территории монастыря стоит памятник прп. Варнаве Гефсиманскому, насельнику Гефсиманского скита Свято-Троице Сергиевой Лавры. В 1863 году отец Варнава (Меркулов) прибыл по просьбе местных купцов в село Выксу и подобрал место для богодельни, а в мае 1865 года прислал в обитель икону Божией Матери «Иверская». Самым крупным сооружением монастыря стал пятиглавый каменный храм во имя Живоначальной Троицы, построенный по проекту архитектора Виноградова, вмещавший до 6000 человек. В 1876 году была построена колокольня, где размещалось 18 колоколов общим весом 2000 пудов. В 1919 году обитель закрыли. Троицкий собор и колокольню взорвали в 1927 году. При взрыве под стенами Троицкого собора в подземных кельях были заживо погребены сестры-схимницы, не пожелавшие покинуть обитель. В монастыре чудом сохранилась чудотворная икона Божией Матери «Иверская», написанная сестрами. Ещё одна святыня – это частица мощей преподобного Варнавы Гефсиманского и его епитрахиль. Сегодня в монастыре подвизаются 23 сестры во главе с настоятельницей игуменией Антонией (Мироновой), которая пребыла сюда из Серафимо-Дивеевского монастыря. При монастыре есть детский приют и своё подсобное хозяйство. Из Выксы путь вятских паломников лежал в старинный купеческий город Арзамас.

11Арзамас. Николаевский монастырь

Здесь на Соборной площади величественно стоит Воскресенский собор. Храм построен по проекту академика архитектуры Михаила Петровича Каринфского. Заложен храм в 1814 году в честь избавления России от нашествия французов. Для строительства собора в Арзамасе были открыты кирпичные заводы. Нарядные купола, высокие фронтоны, украшенные живописью, четыре портика, образующие ожерелье из 48 колонн высотой по 13 метров, внутреннее убранство и росписи собора в коричневатых тонах, выполненные художниками школы Ступина отцом и сыном Серебряковыми, которые расписывали собор 21 год, резной иконостас, выполненный братьями Ломакиными – всё это поражает своей мощью и красотой. Главная святыня собора – Животворящий Крест Господень. Рядом с собором на площади находится Свято-Николаевский женский монастырь, основанный в 1580 году. На протяжении многих лет главной святыней обители является резной образ святителя Николы Можайского и икона святого, а так же икона Божией Матери «Достойно Есть» и «Избавление от бед страждущих», перед которой паломники прочитали акафист. Интересна история этих икон. Икона Божией Матери «Достойно есть» была написана в 1853 году на Святой Горе Афон в русском Пантелеимоновом монастыре для сестер Алексеевской женской обители. В богоборческое время ризу с иконы сняли, а икону порубили саблей. В Николаевский монастырь почерневшую от времени икону принесли в 1997 году. Сестры стали ходить с ней в крестный ход вокруг монастыря, икона стала обновляться и поверх вырубленного лика выступила ещё пара глаз. Тогда же и на другой почерневшей иконе появилось светлое пятно размером 10 на 15 сантиметров. К лету 2000 года постепенно стал проявляться лик Спасителя и Божией Матери, а в 2001 году сестрам удалось прочитать название иконы «Избавление от бед страждущих». В том же 1997 году в монастырь принесли икону святителя Николая, которая так же из совершенно тёмной на Пасху 2009 года обновилась и засияла красками.

333

Пресвятая Богородица и святитель Николай Чудотворец благословили нас остаться в монастыре. Сестры обители с любовью приняли нашу группу. Утром паломники смогли помолиться на Божественной Литургии, прочитать акафист Божией Матери и святителю Николаю. После обеда дети воскресной школы отправились смотреть на монастырских белочек, а взрослые несли различные монастырские послушания: одни трудились в просфорне, другие чистили овощи, а кто-то прибирался. После выполненных послушаний часть группы отдыхала, а часть отправилась по храмам города.
В свободное время мы смогли посетить Спасо-Преображенский мужской монастырь и подворье Серафимо-Дивеевского монастыря. Незаметно пролетело время и пришла пора уезжать домой. Паломническая поездка объединила всех, дала возможность прихожанам не только посетить святые места, но и лучше узнать друг друга, объединиться в молитве. Выпускники воскресной школы благодарны настоятелю храма отцу Виталию за предоставленную возможность побывать в святых местах, узнать о жизни святых и об истории основанных ими монастырей, познакомиться с историей государства Российского и увидеть новые города.

Фотиния Вотинцева