По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка

Местная религиозная организация
православный Приход церкви Веры, Надежды, Любови
и матери их Софии г Кирова
Кировской области Вятской Епархии
Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Паломническая поездка в Кострому

кострома4По благословению настоятеля храма иерея Виталия Лапшина прихожане храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии побывали в паломнической поездке в Костроме.

spy offers | Nike

Ранним утром 4 ноября паломники выехали из Кирова.
День народного единства объединил не только всю нашу страну, но и прихожан разных храмов нашего города. В путь с нами отправились прихожане Феодоровского храма и св. Пантелеимона, храмов из Нововятска, Лянгасово и города Слободского. Первую остановку группа сделала во граде Орлов. У раки с мощами священномученика Михаила Тихоницкого настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы отец Николай Торопов отслужил молебен.

кострома1

Помолившись, паломники отправились на Божественную Литургию в село Юрьево.
В праздник иконы Божией Матери « Казанская» в храме было много людей. Здесь мы смогли помолиться и перед чудотворным образом Божией Матери «Достойно Есть», присланной в 1863 году из Пантелеимонова монастыря со Святой горы Афон в дар жителям села Юрьева за их пожертвования.

кострома2

К вечеру паломники прибыли в Кострому. Кострома - один из городов знаменитого Золотого Кольца России, расположившийся на обоих берегах Волги. Основанный
в 12 веке Юрием Долгоруким как форпост северо-восточных рубежей Руси, город долгие годы не играл значимой роли в истории государства, пока в 17 веке московское боярство не прибыло сюда уговаривать принять престол Михаила Романова, у семьи которого испокон веков здесь находились родовые земли. С тех пор Кострома знаменита в первую очередь как родина царской династии, а Ипатьевский монастырь,
где происходило венчание Михаила Романова на царствие, называют «колыбелью династии Романовых». Как и любой старинный российский город, Кострома славится своими храмами: Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, Церковь Воскресения на Дебре с удивительными росписями и зелеными куполами, Знаменский монастырь, Богоявленский Анастасиин женский монастырь, ныне объединивший строения трех монастырей - Богоявленского мужского, Крестовоздвиженского и Анастасиинского женского. Святыня Богоявленского кафедрального собора - Феодоровская икона Божией Матери. Икона известна как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии — царя Михаила Фёдоровича в Ипатьевском монастыре. Приехав утром 5 ноября в Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, вятские паломники смогли помолиться перед чудотворным образом Божией Матери «Феодоровская», перед мощами преподобного Никиты Костромского и причаститься
Святых Христовых Таин во время Божественной Литургии.

После трапезы группа отправилась за город на лосеферму. Здесь было интересно не только детям, но и взрослым. Все с радостью кормили лосей морковкой, гладили лесных великанов и фотографировались с ними.

По возвращении в Кострому нас ждала экскурсия в Ипатьевский монастырь.
Свято- Троицкий Ипатьевский монастырь — один из величайших шедевров православной культуры. Основанный в конце 13 века, он располагается на месте впадения реки Костромы в Волгу. Именно здесь в 1613 году происходило избрание Михаила Романова на престол. Всех поразила картина страшного суда над входом, росписи храма и красивейший иконостас.

Отправившись на обзорную экскурсию по Костроме, вятские паломники узнали много исторических фактов и познакомились с достопримечательностями старинного города, входящего в Золотое Кольцо России. Архитектура Костромы и сама планировка старой части города - блестящий пример русского градостроительства. Его ярчайшим представителем служит ансамбль Торговых рядов постройки 17 века, сохранившихся до наших дней практически в первоначальном виде.
Один из символов Костромы - пожарная каланча, памятник архитектуры эпохи классицизма, расположена на Сусанинской площади. Она была изначально построена не только чтобы исполнять свою основную функцию, но и чтобы радовать взгляды горожан. Здесь же, на площади, располагается здание гауптвахты — памятник архитектуры первой трети 19 века, которое выделяется богатым лепным декором в стиле ампир. Построена гауптвахта в 1823-1826 гг. по проекту губернского архитектора П.И. Фурсова на месте прежней деревянной. Небольшая по размерам, она значительно уступает в высоте и объеме расположенной по соседству Пожарной каланче. В течение 19-начало 20-х веков здание Гауптвахты использовалось по своему прямому назначению, как место пребывания арестованных военнослужащих. Сейчас в здании бывшей Гауптвахты размещается Военно- исторический отдел Костромского музея-заповедника.
В центре города в двухэтажном здании в русском стиле располагается Романовский музей. Задуманное ещё в конце 19 века, это здание изначально строилось под музей, что большая редкость для провинциальных городов России. На его открытии лично присутствовал Российский император Николай II, т.к. большая часть экспозиции музея посвящена истории династии Романовых.
Еще один интересный памятник классической архитектуры 19 века - Костромской драматический театр им. А.Н. Островского, один из старейших театров в стране. Здание театра было построено в 1863 году и сохранилось до наших дней практически
в неизменном виде. Название театр получил благодаря тому, что здесь одними из первых в стране были поставлены пьесы А.Н. Островского. В сквере, на месте Костромского кремля, стоит монумент, который первоначально строился как памятник в честь 300-летия дома Романовых с 26-ю скульптурами исторических личностей и барельефами по кругу постамента, иллюстрирующих важнейшие события Российской истории. При советской власти большевики установили здесь памятник своему вождю. Здесь же, на берегу Волги, находится беседка Островского. Сам Островский в ней, разумеется, никогда не был, потому что построена она была только в 1956 году. Беседка Островского знаменита тем, что «снималась» в фильме Никиты Михалкова «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница». Закончилась наша обзорная экскурсия у храма Воскресения на Дебре, куда мы пришли на вечернее Богослужение.

Храм Воскресения на Дебре - единственный сохранившийся в Костроме посадский храм. Он был построен в середине 17 века. По преданию, первая церковь «на нижней дебре», то есть в густых зарослях у реки, была поставлена младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича — Василием Ярославичем Квашней. Предание также гласит, что здешние места были излюбленными охотничьими угодьями молодого костромского князя. В 15 веке здесь стали селиться люди, разросся в эту сторону посад, и к 17 веку здешняя часть города славилась своим искусными кожевниками. Разумеется, район был богатым. В начале 17 века здесь, на Нижней Дебре, значится шатровая деревянная церковь Воскресения с приделом Екатерины и с теплой церковью Косьмы и Дамиана.

Возведению нынешнего храма также предшествовало интересное событие. В середине
17 века костромской купец из Гостиной сотни Кирилл Григорьев, ведший крупную торговлю кожами, среди бочонков краски поставленных ему из Англии, обнаружил один не с краской,
а с золотом. Богобоязненный купец решил, что такой подарок можно использовать только
на постройку церкви. Новый каменный храм получился поистине великолепным. Но, в отличии от грандиозного величественного Троицкого собора Ипатьевского монастыря, на который он отчасти похож, храм Воскресения на Дебре более оживлен декором и от этого смотрится более ярко, нарядно и жизнерадостно. Это высокое пятиглавое здание с крупными главами на мощных световых барабанах, стены разделены парными изящными полу колонками, а наличники окон украшены кокошниками. Замечательны апсиды храма, расписанные «бриллиантовым рустом»,такой прием неоднократно применялся в храмах 17 века, например, в Троице-Сергиевой Лавре или в кремле Ростова Великого. Кроме того, храм украшен поливными изразцами и каменной резьбой с изображением растений, мифических зверей и птиц. Ворота - сами по себе выдающийся памятник русского зодчества, они увенчаны тремя гранеными маленькими шатрами, украшены каменной резьбой и изразцами.
Храм был расписан вскоре после постройки, в 1650-1652 годах. Предположительно, росписи были сделаны мастерами артели Василия Запокровского. В процессе многочисленных ремонтов фрески были закрашены, их раскрыли заново только в 1960-х годах. Все фрески восстановить не удалось, но частично старинная роспись снова видна. Наиболее интересны росписи Трехсвятительского придела. Они сделаны на 18 лет позже, чем в основном объеме храма, и их автором является известный мастер Гурий Никитин, расписавший многие храмы в Ярославле и собор Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Придел Трех Святителей замечателен еще и тем, что в нем сохранился старинный пятиярусный резной иконостас с тончайшей деревянной резьбой и древними иконами.
В главном храме иконостас более новый 1852 года, но с включенными в него древними образами из прежнего иконостаса. Первоначально при храме была колокольня. Но при перестройке соседнего «теплого» Знаменского храма, составлявшего с Воскресенской церковью единый комплекс, колокольня была разобрана, а на ее месте возведена новая, примыкающая к Знаменской церкви. Церковь Воскресения на Дебре известна тем, что в 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, ее посещал император Николай II с дочерьми Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией. Утверждается даже, что они поднимались на колокольню Знаменской церкви, чтобы полюбоваться оттуда видами Волги. В советское время храм оставался действующим до 1930-х годов. Тогда он был закрыт, и в его стенах устроили зернохранилище. Более десяти лет уникальное здание служило складом для зерна, но в 1946 году храм вновь был открыт.
Колокольня «теплой»3наменской церкви была разрушена, а само здание находилось в тяжелом состоянии. Немногим лучше было состояние и церкви Воскресения. По воспоминаниям современников, в храме не было полов, были выломаны иконы из иконостасов, выбиты окна. Постепенно прихожане привели храм в порядок и начали богослужения. В течение всех послевоенных лет церковь Воскресения на Дебре постоянно пытались закрыть, но прихожане и церковные власти сопротивлялись настолько сильно, что в конце концов храм сделали кафедральным, взамен разрушенного Успенского собора. Здесь долгое время сохранялась одна из самых почитаемых костромских святынь - икона Федоровской Божией Матери из разрушенного Успенского собора. В 1991 году икона была перенесена в отреставрированный собор Богоявленского- Анастасииного монастыря.
Рядом с Воскресенским храмом находится Знаменский женский монастырь. Игумения Людмила и сестры монастыря очень почитают нашего преподобного Трифона Вятского.
Ранним утром 6 ноября вятские паломники, помолившись на Божественной Литургии, отправились в город Макарьев. Здесь находится Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь.

Всей России он был ранее известен. Его называли «Второй Лаврой». Тысячи паломников приезжали поклониться преподобному Макарию Унженскому. Сотни монахов населяли обитель. Многочисленные чудеса являл преподобный Макарий. Сведения о них бережно хранились и вносились в монастырскую летопись. Более пяти с половиной веков под чудодейственным покровительством святого преподобного Макария Желтоводского и Унженского находится Макарьев-Унженский монастырь, основанный им в 1439 году . 90-летним старцем прибыл преподобный Макарий на это святое место с берегов Волги из Желтоводского монастыря.
Родился будущий подвижник в Нижнем Новгороде в 1349 году. Постриг принял в Печерском монастыре с именем Макарий. На Желтоводском озере близ Волги, куда он прибыл после пострига, он вырыл себе пещерку-келию. К нему стала сходиться братия.
Но в 1439 году деревянный монастырь был выжжен дотла одним из отрядов ордынского хана Улу-Мухаммеда. Очень много монахов было перебито, а самого Макария, «яко тиха, мудра, незлобива», отпустили «со многими братиями» и с обязательством никогда здесь монастырь не возобновлять. Старец с монахами поднялись вверх по Волге до слияния ее с притоком — рекой Унжей. Затем, поднявшись вверх по течению последней, они прибыли в город Унжу, жители которого приняли преподобного с честью и предложили остаться. Но Макарий, любя уединение, попросил горожан дать ему «место безмолвно».
В 15 верстах от города Унжи преподобный выбрал место для будущей обители на горе над
рекой. В том же году был поставлен скит, а затем и деревянная церковь. Рядом с монастырской горой преподобный Макарий ископал источник, существующий и сегодня, всегда наполненный прозрачной водой. После смерти преподобного в 1444 году в возрасте 95 лет люди начали приходить к святому гробу его, и многие получали чудесное исцеление от болезней. Мало что известно о 150 последующих годах жизни монастыря. Однако летопись сообщает, что в 1522 году при очередном набеге татар обитель была чудесно сохранена от разорения. В начале 16 века Макарьев-Унженский монастырь был небольшим. Было там всего две деревянные церкви. Но он особо чтился царским домом Романовых. Осенью 1619 года первый русский царь из рода Романовых Михаил Федорович вместе с матерью своей инокиней Марфой совершил паломничество по Костромской епархии по «особому обету — для благодарного поклонения Феодоровской иконе Богоматери и святому угоднику и чудотворцу Макарию Желтоводскому и Унженскому за спасение и умиротворение Отечества и Церкви, за свое избрание и освобождение Патриарха Филарета из польского плена». Покровительством преподобного была сохранена жизнь юного Романова. Именно в тот момент, когда благочестивая мать и сын Романовы молились у раки преподобного, «польские и литовские люди» искали их, чтобы убить молодого Романова, потому что он был основным претендентом на Российский престол. Крестьянин Иван Сусанин не допустил иноземцев захватить Михаила и его мать в незащищенном Унженском монастыре. Русский крестьянин спас будущего царя, а за это умер тихою мученическою смертью. Возрождение монастыря началось 3 августа в 1993 году. Монастырь был возобновлен как женский, а решением Священного Синода от 15 июля 2016 г. Макариево-Унженский женский монастырь города Макарьева Костромской епархии был преобразован в мужской монастырь и на должность игумена этого монастыря был назначен игумен Варфоломей (Коломацкий). Комплекс монастыря огромен. В ограде насчитывается 5 храмов: Троицкий, Благовещенский, Никольский, Макариевский и Успенский. Макариевский храм — единственный, который достаточно восстановлен для совершения богослужений. В нем же почивают мощи преподобного Макария. С любовью и радостью встретили вятских паломников в Макарьевском монастыре. Нам открыли раку с мощами преподобного Макария Желтоводского и Унженского, провели экскурсию по монастырю, сводили на источник, накормили вкусным обедом. Несмотря на болезнь, к нам вышел игумен обители отец Варфоломей, чтоб поблагодарить за приезд и благословить в дорогу. Когда мы вышли на улицу, то паломники заметили, что над монастырём среди плотных облаков появился просвет в виде креста, из которого исходили лучики солнца.
С духовной радостью и душевным умиротворением наша группа вернулась на Вятскую землю. Все паломники благодарны отцу Виталию, что смогли съездить по святым местам Костромской епархии.

кострома3

Педагог воскресной школы храма святых мучениц
Веры, Надежды, Любови и Софии

Светлана Вотинцева.